Новые схемы мошенников в 2025: как защитить свои деньги и данные | Актуальные способы обмана

В ближайшее время вступят в силу новые меры, направленные на борьбу с мошенничеством: с 1 марта появится возможность наложить ограничение на оформление кредитов (уже доступна смотрите видео «Как установить самозапрет на кредиты через Госуслуги – Пошаговая инструкция«), в мае заработает правило о «времени на раздумье» при оформлении займов, а также рассматривается введение аналогичных ограничений и «периодов охлаждения» для операций с недвижимостью и автомобилями.

Однако мошенники не останавливаются, постоянно изобретая новые способы обмана и улучшая старые.

Новые схемы мошенников в 2025: как защитить свои деньги и данные | Актуальные способы обмана

1. «Вы стали жертвой мошенников»
Люди становятся более осторожными, что вынуждает злоумышленников усложнять свои схемы. Часто после подозрительного звонка человек самостоятельно ищет информацию в сети, чтобы убедиться, был ли это обман.

В результате он натыкается на форумы, видео или посты в соцсетях, где другие мошенники, притворяясь юристами или представителями госорганов, дают ложные рекомендации по защите от мошенничества.

На самом деле такие «советы» — часть схемы, которая может привести к утере персональных данных, денежных средств или доступа к важным учетным записям.

2. «Восстановим вашу карту Visa и Mastercard»
Злоумышленники воспользовались слухами о возможном возвращении международных платежных систем в Россию.

Жертве приходит сообщение, якобы от банка, с предложением восстановить карту зарубежной платежной системы. Для этого требуется ввести данные карты, включая CVV-код, в специальную форму.

На деле это позволяет мошенникам украсть деньги с карты.

3. «У вас меняют домофон»
Звонок поступает от имени управляющей компании с сообщением о предстоящей замене, ремонте или обновлении домофона. Жертве предлагают получить новые ключи, а временно использовать специальный код для открытия двери.

Код отправляют в СМС и просят сообщить его «специалисту УК» для привязки к квартире. Однако этот код на самом деле используется для авторизации на «Госуслугах» или в онлайн-банке, что дает мошенникам доступ к аккаунту жертвы.

4. «У вашего заказа истекает срок хранения»
Представители маркетплейсов предупреждают о новой схеме. Звонок якобы из пункта выдачи сообщает, что срок хранения заказа подходит к концу, но его можно продлить или отменить, назвав код из СМС.

На самом деле мошенники не имеют доступа к данным о реальных заказах и звонят наугад, рассчитывая на тех, кто недавно совершал покупки. В условиях популярности онлайн-шопинга шансы на успех у них высоки.

5. «Ознакомьтесь с документом»
Недавно обнаруженная уязвимость в WhatsApp позволяет мошенникам распространять вредоносные PDF-файлы, замаскированные под документы.

Злоумышленники взламывают аккаунты реальных пользователей и рассылают такие файлы в групповых чатах — школьных, рабочих, родительских и других. Сообщения выглядят безобидно: «Ознакомьтесь с правилами», «Проверьте себя в списке», «Изучите новый документ».

Однако заражение устройства происходит сразу после открытия файла — даже без необходимости установки дополнительных программ.

6. «Запрос на смену пароля одобрен»
Пользователь получает сообщение от «службы поддержки» в мессенджере о том, что запрос на смену пароля был одобрен.

В сообщении предлагается перейти по ссылке, чтобы защитить аккаунт, если запрос был сделан не им.

На самом деле ссылка ведет к загрузке вредоносного ПО, которое предоставляет мошенникам доступ к мессенджеру жертвы. Это позволяет им красть личные данные и рассылать вредоносные сообщения другим пользователям.